ВВЕДЕНИЕ.
ЧЕЛОВЕК И
ДОМАШНИЕ
ЖИВОТНЫЕ
Необходимость
обрекает их Жить с
человеком -
на его
лугах. В его
дворе иль у
него в дому.
И часто нам
являет их
пример, Сколь
дорогую
цену он
берет За
покровительство
Купер.
Прогулка в
зимний полдень
Сегодня я
позавтракал
поджаренным
хлебом с
колбаской.
И колбасой
и жиром, на
котором
поджаривался
хлеб, я был
обязан
свинье,
которую
знавал
очаровательным
юрким поросенком.
Однако,
едва она
вышла из
этого
нежного
возраста, я
прекратил с
ней всякое
знакомство,
дабы
избавить
свою
совесть от
угрызений,
когда
придет
неизбежный
час. Я уверен,
что, если бы
мне
пришлось
самому
убивать животных,
которых я
ем, на мой
стол
никогда не
попадали бы
существа,
по
интеллектуальному
уровню выше
рыбы или - в
крайнем
случае -
лягушки.
Разумеется,
снимать с
себя таким
способом
ответственность
- чистейшей
воды
лицемерие.
Но в любом
случае
отношение человека
к животным,
которых он
выращивал для
еды, носит
противоречивый
характер. У
фермеров
оно
определяется
вековыми
традициями
и давно уже
вылилось в
строго
определенную,
почти
ритуальную
форму
поведения,
что полностью
освобождает
их от
ощущения
моральной
ответственности
и вины. Для
человека
же,
профессионально
занимающегося
изучением
умственных
способностей
животных, эта
проблема
приобретает
совсем иное
освещение.
С его точки
зрения,
необходимость
убивать домашних
животных
куда более
тягостна,
чем отстрел
дичи.
Охотник
незнаком со
своей добычей
лично - во
всяком
случае, он
сам ее не
выращивал.
А главное,
дикие звери
знают, что им
постоянно
грозит
гибель. В
моральном
аспекте
свернуть
голову
домашнему
гусю, доверчиво
тянущемуся
к вам за
кормом,
куда труднее,
чем,
затратив
немало
терпения и
физических
усилий,
подстрелить
его дикого
собрата,
который не
только
знает о
подстерегающей
его
опасности,
но и имеет
возможность
избежать
ее. Однако
позиция
человека по
отношению к
тем
домашним
животным,
которых он
не ест, а использует
для других
целей,
пожалуй,
еще более
сомнительна,
чем его
позиция по
отношению к
тем,
которых он
потребляет
в пищу и
которые до
своей
обычно
быстрой и
безболезненной
смерти
ведут
легкую и
беззаботную
жизнь.
Судьба
лошади, чье
существование
по мере приближения
старости
становится
все более
тяжким,
слишком
трагична,
чтобы на
ней хотелось
останавливаться.
К наименее
приятным
чертам
взаимоотношений
человека и
домашних
животных
относится
хладнокровие,
с которым
он забивает
телят и
даже самих
коров,
когда,
выдоенные
досуха, они
перестают
"оправдывать
себя".
Только с
самой широкой
биологической
точки
зрения,
рассматривая
не
индивидуальные
особи, а вид
в целом, мы
можем
считать
связь между
человеком и
домашними
животными
взаимовыгодным
"симбиозом".
Ведь
как и
лошадь, и
корова, и
овца, и
прочие
домашние
животные
получили от
своего
одомашнивания
бесспорную
выгоду,
поскольку
их дикие
предки, не
способные
существовать
в цивилизованных
странах,
давно уже
вымерли. К
тому же
человек
никогда не
брал на
себя по
отношению к
ним никаких
моральных
обязательств,
и,
собственно
говоря, он
обращается
с ними так,
как в
древности
даже высокоцивилизованные
народы
обращались
с
пленниками,
захваченными
на войне. А в
первобытные
времена
таких
пленников
нередко
просто ели.
И победители
при этом
испытывали
куда меньше
нравственных
сомнений,
чем
испытывал
их сегодня утром
я,
завтракая
колбасой.
Только два
вида
животных
стали
членами
домашнего
круга
человека не
как
пленники и
были приручены
не с
помощью
принуждения.
Я имею в виду
собаку и
кошку. Их
объединяют
два момента
- оба они
хищники и у
обоих
человек
использует
их
охотничьи
способности.
А во всем остальном,
и главное -
по
характеру
своих отношений
с
человеком,
они
разнятся
между собой,
как день и
ночь. Нет
другого
животного,
которое так
кардинально
изменило бы
весь образ
жизни, всю
сферу своих
интересов,
стало бы до
такой
степени
домашних,
как собака;
и нет
другого
животного,
которое за
долгие века
своей связи
с человеком
изменилось бы
так мало,
как кошка.
Утверждение,
что кошки,
если
исключить
несколько
декоративных
пород,
вроде
ангорской
или
сиамской, в
сущности,
вовсе не
домашние
животные, а
подлинно
дикие
существа, -
во многом
справедливо.
Кошка,
сохраняя
полную
независимость,
предпочитает
селиться в
домах и
хозяйственных
постройках
человека по
той простой
причине,
что нигде
больше мыши
не водятся
в таком
количестве.
Сила
обаяния
собаки
заключена в
глубине
дружбы и
крепости
духовных
уз, которые
связывают
ее с
человеком,
а очарование
кошки
объясняется
как раз тем,
что она не
вступила с
ним в
тесный
контакт,
что она охотится
в его
конюшнях и
амбарах с
таинственной
и
недоступной
даже тогда,
когда нежно
трется о
ноги
хозяйки или
ублаготворено
мурлычет у
огня. Для
меня мурлыкающая
кошка - это
символ
домашнего
очага,
уютного
покоя. Мне
было бы так
же трудно
обойтись без
кошки в
моем доме,
как и без
собаки,
которая
трусит со
мной по
улице или
по лугу. С самого
раннего
детства я
всегда был
окружен собаками
и кошками, и
в этой
книге я
расскажу о
них.
Деловитые
друзья
советовали
мне написать
отдельную книгу про
собак и
отдельную
книгу про
кошек,
потому что
люди,
любящие
кошек,
часто не
выносят
собак. На мой
взгляд,
истинная
любовь к
животным и
понимание
их
доказывается
как раз тем,
что один и тот
же человек
испытывает
симпатию и
к собакам и
к кошкам,
умея ценить
особые
качества как
тех, так и
других. А
потому эту
маленькую
книгу я
посвящаю
всем тем,
кто любит и
понимает и
собак, и
кошек.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|